ОБ ИСТОРИИ ПРОВАЛОВ РЕФОРМ В УКРЗАЛИЗНЫЦЕ И ЛИЧНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ КРАВЦОВА

Недавно глава правления Укрзализныци Евгений Кравцов пообещал грандиозные кадровые чистки в УЗ и беспощадную борьбу с коррупцией. Есть ли основания доверять таким словам? Для этого рассмотрим повнимательнее фигуру топ-чиновника. На украинский бизнес-олимп Кравцов взошел как юрист со специфическим кругом интересов. Более шести лет он работает сначала рядовым юристом, а затем партнером юридической фирмы «Астерс», где вел направление слияния и поглощения юридических лиц. Простыми словами — Кравцов отвечал за разработку и внедрение при помощи судов различных рейдерских схем. И как свидетельствует его послужной список, преуспел на данном поприще. Но оставим дела минувших дней истории и обратимся к деятельности Евгения Кравцова на командных высотах в УЗ. С каким обещаниями он пришел в стратегическую государственную компанию и что ему удалось сделать?

Несмотря на масштабные государственные инвестиции в строительство и ремонт грузовых вагонов (более 8 млрд. грн. за 2 года) и бравурные заявления председателя правления, рабочий парк вагонов компании за этот же срок сократился на 8 300 единиц с 68 583 до 60 286 грузовых вагонов. Более чем на тысячу возросло количество неисправных вагонов. Общее сокращение грузового вагонного парка за два года составило 13%. Поскольку на протяжении первого полугодия текущего года строительство вагонов для УЗ практически остановилось, очевидно, что тенденция на дальнейшее сокращение вагонного парка в ближайшие месяцы сохранится. Если же она приобретет долговременный характер, то последствия будут катастрофическими для УЗ. За 1 год компания может потерять до трех четвертей рабочего парка вагонов и полностью утратить работоспособность.

Согласно данным, размещенным на официальном сайте УЗ, в течении прошедшего и нынешнего годов действовал пилотный проект автоматического распределения вагонов-зерновозов. Работа этой системы позволяла рассчитывать на скорейшее разрушение одного из основных коррупционных механизмов, который процветает в УЗ в связи с ручным распределением вагонов. Но примерно через год работы пилотный проект свернули «в связи со сбоями в системе». Что это за сбои и почему их оказалось невозможным устранить осталось не выясненным. УЗ так же продемонстрировала негативную динамику в скорости оборота грузовых вагонов (на 7%) и удовлетворении заявок отправителей — в 2018 удовлетворено лишь 52% таких заявок.

Несмотря на решения Правительства о дерегуляции вагонной составляющей за использование вагонов, находящихся в собственности УЗ, и отмену привязки тарифов к фиксированной цене, УЗ так и не смогла разработать прозрачный механизм независимого тарифообразования на услуги грузовых перевозок. УЗ продолжает привязку тарифов к индексу цен производителей.

За время руководства Кравцова ухудшилась ситуация с тепловозным парком. По уровню модернизации УЗ уступает даже некоторым странам Центральной Азии, не говоря уже о Европе. Укрзализныця остается одной из самых медленных и архаичных ж.д. мира. Прошлый год оказался провальным для выполнения капитальных ремонтов локомотивов. Из запланированных 237 штук было отремонтировано лишь 118. 99% всех локомотивов эксплуатируются сверх нормативных сроков.

Плачевная ситуация сложилась и на заводах УЗ. Только Днепропетровский тепловозоремонтный имеет задолженность перед сотрудниками — 8,5 млн. грн. и почти 14 млн. перед бюджетом.
Наиболее интересная и показательная ситуация существует в сфере закупок, которая стала притчей во языцех ввиду процветающей эталонной коррупции. Компанию перманентно сотрясают скандалы и жалобы, захлестывают остановленные в силу собственных непрозрачных схем и дискриминационных требований тендеры. На большинстве закупок паразитируют сомнительные фирмы нелегального и полулегального сектора, выполняющие посредническую роль иногда более чем за 50% от стоимости Контракта. Интересная статистика. Только в текущем году и только НАБУ сообщила о подозрениях в делах, общие убытки компании в которых достигают полумиллиарда гривен. За два года Кравцов по факту даже не начал реализацию своей антикоррупционной программы.

Важнейшей лакмусовой бумажкой деятельности Евгения Кравцова является его кадровая политика. И эта политика весьма красноречива. Именно под председательством Кравцова Правление назначает Директором департамента безопасности Олега Назарука, бывшего сотрудника СБУ, который подозревается тем же СБУ в «крышевании» янтарного бизнеса. Согласно материалов дела, Назарук получал семьдесят пять тысяч долларов от янтарной мафии. И этот человек назначается главным антикоррупционером УЗ.

Одним из начинаний Кравцова стала отмена практики, сложившейся еще при Балчуне, когда на должности филиалов УЗ проводила конкурс. Сейчас же все кадровые решения и критерии их принятия покрыты тайной. На сайте компании даже не публикуют информацию о новых назначениях директоров. Об этом можно узнать только через реестр деклараций НАЗК. На ключевые должности стали массово назначаться люди, не имеющие соответствующего профессионального опыта, зато имеющие великолепные декларации с многомиллионными сбережениями, роскошными коллекциями и элитной недвижимостью.

Что же Кравцов говорит о стратегии развития компании?

«Стратегія, з реальними цифрами, в УЗ робиться вперше. Зараз вона на обговоренні в МЕРТ, також активно обговорюється в Мінфіні. Але є певний момент, пов’язаний із загальною стратегією транспорту – у нас досить загальні посилання в транспортній стратегії в частині залізничного транспорту, хоча, саме він – є основою і хребтом всієї транспортної системи України. Тому ми, зі свого боку, готові докласти всіх зусиль, щоб врахувати конкретні напрямки розвитку із загальнонаціональною транспортною стратегією при фіналізації стратегії нашої компанії», — заявил он.

Однако, ни в 2017, ни в 2018 годах стратегия не была принята. Соответствующий документ появился лишь в текущем году и тут же стал объектом критики специалистов ввиду своей абстрактности и декларативности. Но ведь стратегия – это визитная карточка первого лица, отображающая его глобальное видение развития и основные планы на будущее. Чем руководствуется Евгений Павлович в своей работе и как почти два года руководил предприятием?

Весьма показательной для оценки эффективности Е. Кравцова стала ситуация, сложившаяся с импортозамещением из РФ. В прошлом году в УЗ прогремела череда скандалов относительно закупки российских товаров, причем, по явно завышенным ценам. Так, продукция не закупалась напрямую. На поставке российских запчастей фирмы-посредники заработали сотни миллионов гривен. Показательно то, что многие из таких фирм регистрировались за считанные дни до подписания многомиллионных Контрактов.

Не смотря на публичные обещания Кравцова, в этом вопросе на протяжении текущего года ничего не изменилось. Не было проведено ни одного значимого мероприятия с украинскими машиностроительными компаниями относительно производства новой техники и оборудования на замену аналогичной продукции из РФ. И даже в тех случаях, когда украинские производители делают конкурентоспособное предложение, УЗ предпочитает более дорогих посредников с российскими товарами. К примеру, УЗ отказалась от ряда Контрактов на поставку воздухоразделительных вагонов ГП «Харьковский механический завод ФЕД», входящий в Укроборонпром. Вместо единого украинского государственного производителя УЗ покупает эти вагоны у фирмы-прокладки ООО «Техноэкотрейдинг» из РФ и в два раза дороже. Сама фирма имеет двух сотрудников, но это не помешало ей выиграть у УЗ тендеры уже на сумму белее выиграло тендеры в УЗ на сумму более 850 млн. грн. И подобный случай далеко не единственный. Куда смотрит Кравцов и его подчиненный Назарук? С чем и кем они борются? Почему они не видят того, что очевидно для школьника?

В текущем году, когда Кравцов стал уже полноправным руководителем УЗ, втрое уменьшились объемы всех закупок. Предприятие благодаря такому «умелому» хозяйствованию осталось просто без средств и вынуждено было выходить на финансовый рынок с собственными деривативами на общую сумму более полу миллиарда долларов. Почти в шесть раз по сравнению с предыдущим годом уменьшился объем капитальных ремонтов и реконструкций железнодорожных путей. Приостановлены поставки дизель-поездов и новых пассажирских вагонов. Независимые финансисты утверждают, что предприятие продолжает балансировать на грани банкротства.

Крупными мазками мы постарались проиллюстрировать насколько Кравцов «эффективен» в качестве топ-менеджера крупнейшего государственного монополиста. Даже не имея доступа к внутренней информации предприятия можно сделать твердый вывод — большинство его публичных обещаний оказались не выполненными, а по многим направлениям наблюдается очевидный откат даже по сравнению с предыдущим руководством.

Но вернемся к основной нашей теме и к основному вопросу. Может ли Кравцов стать локомотивом антикоррупционной борьбы в УЗ? На наш взгляд, весь его послужной список и вся его деятельность в качестве руководителя УЗ говорят о том, что и не сможет, и не захочет.

По оценкам экс министра инфраструктуры Владимира Омеляна, в силу коррупционных действий УЗ, а следовательно — вся Украина, теряют минимум пятнадцать миллиардов гривен ежегодно. И это при том что все предприятие генерирует примерно семьдесят миллиардов доходов в год. Около 25% доходов примитивно разворовывается и делается это узким кругом лиц, имеющих отношение к принятию решений. Очевидно, что за все громкие многочисленные коррупционные скандалы в УЗ, о которых постоянно пишет пресса, именно Кравцов несет персональную ответственность. Именно он занимается распродажей непрофильных активов УЗ, обслуживающих пассажирские и грузовые перевозки, а так же лично представляет интересы бывшего советника главы Администрации Президента Ложкина.Михаила Бейлина, которому НАБУ объявило подозрение из-за схем на УЗ. Главный вопрос сегодня все же Кабинету министров — возможно, для действенной борьбой с коррупцией и повышением эффективности работ УЗ, оздоровление ситуации необходимо начать с главы правления?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *