ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕНДЕРНОГО БЕСПРЕДЕЛА ОТ «УКРЗАЛИЗНЫЦИ»

3 марта на сайте закупок «Prozorro» ОА «Укрзализныця» сообщила о тендере на закупку болтовых скреплений к пути, от которых уже давно отказались индустриально развитые страны. Кроме того, озвученная стоимость побила все рекорды даже в сравнении с имеющими спрос на мировом рынке пружинными креплениями. 

Как известно, бывший председатель правления АО УЗ Евгений Кравцов с  гордостью отчитывался, что коррупция на железной дороге побеждена и, что предприятие тщательно рассматривает вопросы проведения тендеров при закупке необходимой продукции с целью рационального расходования средств. Отдельно подчеркивалось, что не будет предоставляться каких-либо преимуществ одному или нескольким «приближенным» производителям. 

Тем не менее, конкретные факты свидетельствуют об обратном, и монополия руководством УЗ побеждена лишь на словах, приобретая все более системное выражение.

Рассмотрим историю вопроса на примере достаточно узкого сегмента закупок, а именно рельсовых скреплений.

2019 год, ОА УЗ через филиал «Центр обеспечения производства» ЦОП закупила у одного из дилеров 62 158 комплектов рельсовых скреплений пружинистого типа КПП для кривых участков пути на общую сумму 21 612 336,6 грн., то есть 347,7 грн. за комплект. В тот раз даже Кравцов был вынужден признать, что стоимость была завышена, и что УЗ в дальнейшем не будет приобретать скрепления за такие «бешеные» деньги. 

За год до описанного эпизода, в 2018 году, так же был проведен тендер по закупке рельсовых скреплений. Но это были комплекты так называемого раздельного скрепления для кривых участков пути с рельсами типа Р65. Их цена за один комплект составила 1 007,6 грн.(!) Победителем того тендера стал ПрАО «Запорожский завод железобетоны шпал», хотя подобные скрепления изготавливает только ПАО «Днепропетровский стрелочный завод». Нужно полагать, что изготовитель предоставил возможность заработать дилеру и не только ему?

Не погруженный в проблематику наблюдатель может допустить, что различие в цене обусловлено тем, что скрепления разные. Это действительно так. Одно – раздельное, то есть болтовое (состоит из болтов, шайб, гаек и еще из десятка элементов), другое – пружинистое (состоит из собственно пружины и еще 4-х элементов). Функционально оба изделия предназначены для кривых участков железнодорожной колеи с рельсами типа Р65, которые укладываются на железобетонные шпалы и позволяют регулировать ширину колеи. Основная разница – в качестве и безопасности перевозок. Раздельные скрепления имели популярность на рынке до начала 70-х, пока не появились более современные скрепления – пружинистые. Ведущие страны мира уже давно перешли на них. Сложившаяся ситуация, как говорят железнодорожники, обусловлена тем, что пружинистое скрепление более дешевое, проще в монтаже и обслуживании, и главное – обеспечивает более высокие степени гарантии безопасности для пассажиров. 

Здесь важно отметить, что последний тендер на раздельные скрепления состоялся в 2018 году, а лично Кравцов в 2019 после проведения тендера на закупку значительно более дешевых пружинистых скреплений, отчитался о завершении эпохи монополии на рынке и ускорении модернизации железнодорожной инфраструктуры.

И вот, как гром среди ясного неба!

3 марта филиал ЦОП объявляет тендер на закупку комплектов раздельного (болтового) скрепления для кривых участков путей типа Р65 (для железобетонных шпал) с ожидаемой ценой за комплект  1 084,64 грн. (!). Из требований тендерной документации прослеживается, что торги объявлены на закупку конкретного раздельного скрепления, которое в состоянии производитель ПАО «Днепропетровский стрелочный завод» либо его непосредственные дилеры. 

Возникает закономерный вопрос: почему бы тендер на закупку рельсовых скреплений не объявить без обозначения конкретного названия изделия? Даже если не принимать во внимание передовой опыт ведущих стран, за многими качественными характеристиками пружинистое и болтовое скрепления практически равноценны. Тем более, что пружинистое скрепление для кривых участков дороги даже с двумя дополнительными анкерами закладными будет стоить 552,9 грн (347,7 грн.+ 2х102,0 грн.), что вдвое дешевле от того скрепления, под которое прописаны требования тендерной документации.

Вполне очевидно, что данный тендер объявлен под конкретного участника, который является единственным в Украине производителем продукции, обозначенной в требованиях. Очевидно, заявители тендера полагают, что цена в 552,9 грн. за комплект пружинистого скрепления значительно хуже, нежели 1 080,64 грн. за комплект раздельного (болтового) скрепления.

С чем мы имеем дело в данном случае? С вопиющим непрофессионализмом или с открытой торжествующей коррупцией? Пока продолжается эпическая подковерная борьба за кресло главы правления УЗ (с заработной платой более 1 млн. грн.), само предприятие уверенно идет ко дну.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *