«Укрзализныця» покупает сервис у самой себя за 21 млн грн: расследование журналистов

 

Журналисты программы «ГРУ» (24 канал) в выпуске «На какие глупости Укрзализныця спускает миллионы» рассказывают о преступных схемах и махинациях, которые процветают на железной дороге. Среди них – скандальная закупка оборудования и программного обеспечения для сервиса по продаже электронных билетов на аэроэкспресс «Киев-Борисполь».

 

Отдельный электронный сервис под один экспресс

Если на ремонт старых локомотивов «Укрзализныця» потратила 40 млн грн, то на сервисе по продаже билетов решили вообще не экономить. УЗ закупила ПО и оборудование для новой билетной системы за 21 млн грн. Кроме затрат на терминалы, кассовые аппараты для стюардов и спецоборудования, входящих в эту сумму, львиная доля средств пошла на отдельный интернет-сервис, который продает билеты по одному маршруту — Киев — аэропорот «Борисполь». И это не смотря на то, что в собственности УЗ уже есть сайт, где можно приобрести билеты на все жд направления – booking.uz.gov.ua

«В целом непонятно, зачем потратили такую сумму на сервис, который уже существует. Здесь не надо было изобретать велосипед и создавать еще один сервис, стоило просто добавить в эту систему онлайн бронирования билетов на сайте УЗ экспресс «Киев – Борисполь»», — говорит общественный актив ист Дмитрий Гнап.

Журналисты обратили  внимание и на новые терминалы для покупки билетов. 10 таких закупили по 188 тыс. грн за штуку и еще 16 – по 122 тыс. грн. Простые терминалы обошлись бы УЗ в 18-20 тыс. грн за единицу, то есть, в десять раз дешевле.

Незаконная сделка на 21 млн грн по договорной процедуре

Кроме того, активисты ГО «Залізниця без корупції» выяснили, что закупка этой электронной системы проходила по договорной процедуре, открытого тендера не было. На «Прозорро» есть объяснение, почему не было тендера: якобы фирма-«победитель» «Виртуальные технологии и системы» (ВИТЕС) уже поставляла подобное оборудование для «Укрзализныци». Но заказчиком в данном случае является «Юго-Западная железная дорога» и конкретно для этого филиала указанная фирма никогда ничего не поставляла.

Компания UNIT, разработчик сервиса booking.uz.gov.ua, на котором сегодня продается более половины всех жд билетов в интернете, обратилась в Антимонопольный комитет с тем, чтобы признать тендер недействительным. Но в результате «Укрзализныця» вышла сухой из воды: компания-истец якобы заплатила не ту сумму для подачи жалобы, потому что подала ее как претензию по закупке товара, а не услуг. Благодаря такой бюрократической уловке все закончилось ничем.

Фирма-прокладка для «Укрзализныци»

На заседании Антимонопольного комитета фирму «Виртуальные технологии и системы» (ВИТЕС) представлял Евгений Серебряный. И совсем не случайно. Журналисты установили, что с «Укрзализныцей» его связывает не только этот тендер.

«Связи фирмы с реальным миром удалось найти, поскольку ее представителем оказался господин Серебряный, ранее возглавлявший Департамент информационной безопасности «Укрзализныци», — рассказал Дмитрий Гнап.

Евгений Серебряный раньше работал в УЗ и имел доступ ко всем ее информационным технологиям – и вдруг сам решил разработать подобную систему и продать ее своим бывшим работодателям. Более того, активисты говорят: разработку создавали не только бывшие, а и действующие железнодорожники.

«По нашей информации, данная система была разработана сотрудниками УЗ, а затем перепродана самим себе через фирму», — рассказал активист проекта «Залізниця без корупції» Антон Кирпа.

Хотя экспресс уже курсирует, проездные документы на него можно купить только в терминалах, сервис по покупке билетов в «Борисполь» так и не заработал. Сейчас контракт приостановлен решением суда.  

Следующее заседание по этому делу назначено на февраль и состоится в Хозяйственном суде Киева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *