КОНТРАБАНДНЫЙ ТЕНДЕР ПО КОНТРАБАНДЕ

Министерство экономического развития и торговли Украины сообщило о привлечении иностранного инвестора для создания Национальной информационно-аналитической системы мониторинга, анализа и контроля оборота товаров, услуг, документов, которая призвана снизить уровень контрафакта и контрабанды. Для этих целей Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение (ГИФКУ) якобы даже провело инвестиционный конкурс на создание информационно-технологической инфраструктуры для обеспечения функционирования вышеуказанной системы. Непосредственным организатором конкурса выступило Государственное Предприятие «Госинформаналитика», директор которого (Кирилл Маслов) сообщил, что впервые в истории Украина начала решать вопрос детенизации собственной экономики на цифровом уровне.  

Указанная автоматизированная информационная система (АИС) «позволит на высокотехнологичном уровне уменьшить уровень незаконного оборота продукции, в первую очередь контрафакта и контрабанды, и увеличить минимум на 20% денежные поступления в бюджет Украины», — заявил Маслов и уверил, что зарубежный инвестор непременно вложит десятки миллионов долларов инвестиций в создание инфраструктуры, необходимой для работы АИС. 

Директор «Госинформаналитики» проанонсировал так же, что в ходе реализации проекта интересы экономический безопасности нашей страны будут в полной мере соблюдены и основой технологического решения станет исключительно украинская запатентованная технология. При этом Маслов обошел очевидную алогичность — если  технологической основой проекта, как требуют интересы национальной безопасности, должны стать именно украинские технологии, то почему исполнитель выбран из числа нерезидентов?

В сообщении так же говориться, что созданная инвестором инфраструктура должна позволить поставлять в АИС актуальную статистическую информацию об обороте товаров, работ, услуг документов по единому национальному стандарту на всей территории Украины и обеспечит технологическую и правовую защиту прав добросовестных производителей, импортеров и потребителей на государственном уровне.

Не забыла пресс-служба предоставить слово и представителю победившего в конкурсе иностранного инвестора. Тот, правда, почему-то в режиме анонимности, рассыпался в комплиментах в адрес организаторов конкурса и руководства Министерства, заявив о колоссальном технологическом прорыве и невиданном доселе успехе в нелегком деле борьбы с коррупцией. Из заявления победившего анонима вполне можно сделать вывод, что по крайней мере в Министерстве экономики борьба с коррупцией успешно завершена.

Нарисованная благостная картина, тем не менее, вызывает серьезные вопросы. Почему Министерство информирует о состоявшемся инвестиционном конкурсе постфактум, а о времени и месте проведения этого конкурса ничего не было известно не только общественности, но и профильным организациям, которые могли бы вынести на сам конкурс интересные и вполне конкурентоспособные предложения? И сложившаяся практика проведения тендеров, и украинское законодательство безоговорочно требуют широкого оповещения о намечающемся мероприятии. 

Учитывая масштабность, а так же экономическую значимость мероприятия, сообщения о проводимом инвестиционном конкурсе должны были быть  размещены на десятках, если не на сотнях государственных информационных ресурсов, и как минимум, на официальном сайте Министерства. Почему возник заговор молчания вокруг проведения конкурса?  

Если речь идет о недоработке чиновников, отвечавших за организацию тендера, то необходимо констатировать их вопиющую не компетентности. Если же проведение тендера «в тихую» — это осознанная политика Министерства, то налицо сговор с целью искусственно, вне конкурсных процедур обеспечить победу именно того инвестора с определенным решением, на которого сделали ставку его организаторы. Вполне возможно, что организаторы где-то все же размещали информацию о предстоящем конкурсе, однако, сделано это было таким образом и на таком ресурсе, что увидеть данную информацию оказалось невозможно, если вы заблаговременно не были оповещены о событии заинтересованными лицами. Даже о завершении конкурса оповещение произошло на совершенно не профильном ресурсе и постфактумная фиксация самого события оказалась делом случая. 

Как бы там ни было, в силу закрытости и кулуарности всего мероприятия репрезентативность участников оказалась близка к нулю, что сыграло в минус государству. Искусственный недопуск к конкурс большого количества потенциальных участников не мог не отразиться на результатах. Остается открытым вопрос, сколько именно десятков или сотен миллионов гривен потеряло государство вследствие проведения именно такого ущербного конкурса? Надеемся, что в этом вопросе предметно разберется НАБУ и другие правоохранительные органы.  Но то, что для государства эти потери оказались значительными – очевидно уже сейчас даже с позиции стороннего наблюдателя. 

Как сказал Маслов: «принимая во внимание интересы экономической безопасности Украины, основой технологического решения должна стать исключительно украинская запатентованная технология», возникает так же вопрос, на какие именно запатентованные украинские технологии опирается победитель конкурса? Почему организаторы ни слова не говорят об этом? Что это за технологии и кому принадлежат авторские права и патенты на их использование? И наконец, мраком покрыты главные вопросы — кому все же удалось принять участие в конкурсе и кто же стал его победителем? Организаторы держат эту информацию в тайне. 

Есть в данном вопросе и политический аспект. Новая власть во главе с Президентом Зеленским пришла не просто на волне массовых антикоррупционных ожиданий, она декларировала непримиримую борьбу с коррупцией и убедила общество в своей искренности, решимости и компетентности в этом вопросе. Подобная деятельность Правительства не просто подрывает народное доверие к новой власти, она ставит под вопрос сами основы ее легитимности, поскольку свидетельствует о провале работы в основном, системообразующем секторе ее деятельности. Ведь для всех очевидно, что никакие эффективные экономические реформы не совместимы с подобными конкурсами, которые, к сожалению, остаются системой.

Мы не будем брать на себя полномочия правоохранительных органов и выдвигать обвинения, в чей бы то ни было адрес, однако, загадки вокруг инвестиционного конкурса и заговор молчания его организаторов говорят о многом. Как минимум о необходимости проведения тщательного расследования всех сопутствующих ему обстоятельств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *